Любой человек родом из детства. Это самое важное время для формирования личности малыша, его убеждений, моральных и нравственных качеств. Сегодня большинство родителей ссорятся, пытаясь выбрать оптимальные способы взаимоотношений с ребенком. Это происходит из-за боязни допустить ошибки в воспитании детей.

Типы воспитательных линий.

Педагогика выделяет четыре типичных вида воспитания детей: гиперопека, диктат, сотрудничество и невмешательство. Каждый из них имеет свои результаты и последствия в формировании личности детей.

Диктат – регулярное подавление родителями или старшими детьми, подражающими взрослым, инициатив и чувств собственного достоинства у остальных членов семьи.

Результатами подобной тактики воспитания, становятся:

Сильная реакция сопротивления у ребенка, склонного к лидерству.

2. Повышенная мнительность, тревожность и неуверенность в себе у малыша с ранимой и неустойчивой психикой.

Гиперопека  система межличностных отношений в семье, в которой родители обеспечивают все потребности крохи, ограждая его от трудностей, забот и усилий принимая их на себя.

Следствием такой системы является капризная, эгоцентричная, эмоционально незрелая, требовательная личность, совершенно неприспособленная к самостоятельной жизни. Гиперопека может способствовать появлению ипохондрических тенденций.

Малыш с раннего детства окруженный чрезмерной заботой чувствует себя бессильным в ситуациях, где от него требуется принятие решения. Случается, и обратная реакция: в пубертатном периоде он ощущает потребность избавится от надоедливой опеки. Это приводит к характерным проявлениям эмансипации, бунтам и протестам.

Невмешательство  это форма семейных взаимоотношений, строящихся на совместном признании независимого существования взрослых и детей.

Родители, использующие этот метод воспитания, считают, что он способствует формированию ответственности, самостоятельности, получению жизненного опыта. Совершая свои собственные ошибки, дети вынуждены анализировать их и искать способы исправления.

Невмешательство родителей в жизнь своего чада, может привести к серьезной проблеме, в виде эмоциональной отчужденности малыша от родителей и социума в целом. Не получивший от родственников достаточной любви, заботы и ласки малыш, становится отстраненным, недоверчивым и подозрительным. Повзрослевший подросток не сможет доверять свои переживания или дела даже самым близким людям, стараясь все делать самостоятельно.

Сотрудничество  это построение отношений по принципу объединения общими задачами и целями, совместным времяпрепровождением, взаимной поддержкой всех сфер, в том числе эмоциональной.

Основной принцип взаимоотношений при таком типе воспитания — слово «мы». Детям предоставляется достаточно самостоятельности, но всегда рядом находится взрослый, готовый вовремя поддержать, растолковать, прийти на помощь, успокоить. Такие семьи объединены общими ценностями, семейными традициями, спонтанными праздниками, совместной деятельностью и эмоциональной потребностью друг в друге.

«Сотрудничество» признано педагогами и психологами самым результативным типом воспитания.

На практике же семьи используют различные способы воспитания, создавая напряженность и неблагоприятную обстановку для развития малыша.

Причины разногласий родителей

Причин разногласий родителей по поводу воспитания детей существует множество. В основном, это различия воспитательного опыта, полученного в своем детстве.

  1. Некоторые родители перенимают модель воспитания, которая существовала в их семье. Другие, наоборот не согласны с мерами родительского воспитания, применимыми к ним в детстве — стараются изменить метод отношения к своим малышам и выйти за рамки воспитательных традиций семьи. Зачастую так поступают люди, испытывающие сильное давление со стороны взрослых. Компенсируя свои детские переживания, они слишком много позволяют своему чаду. Дети, не знающие запретов и не чувствующие границ дозволенного, часто вырастают эгоистичными и безответственными.
  2.  Следующим препятствием к выбору оптимального виду воспитания, является разница в характерах родителей. Например, педантичный, импульсивный, склонный быстро впадать в гнев папа — требует от малыша беспрекословного послушания и быстрого выполнения родительских приказов, а мягкая по характеру мама, жалеет кроху и потакает его капризам и слабостям.

Такое развитие событий негативно влияет на детей:

  • · У одних малышей может повысится тревожность от неопределенности и напряженного ожидания – похвалят его или накажут за совершенный поступок.
  • · На других детей это может повлиять иначе: появится склонность к манипуляции взрослыми на фоне разногласий, для достижения своей цели.

Так, после ссоры с отцом, малыш со слезами придёт жаловаться к матери, выпрашивая утешительный подарок, сладости или внимание. Утешая ребенка, «хорошая» мать соглашается с мнением, что папа плохой, подрывая этим его авторитет. Отца не устраивает такое положение и конфликт усугубляется.

Это происходит потому что, замечая заговор матери и ребенка – папа чувствует себя не нужным. Как правило, внутри подобного «деспота» находится ранимая натура с низкой самооценкой, требующая понимания и внимания.

Корни такого поведения взрослых, лежат в остром желании оградить свое чадо от собственных переживаний и ошибок. Подвергшийся в детстве унижениям, насмешкам и неудачам отец – хочет вырастить сильную, несгибаемую личность, воспитывая его в «спартанских условиях». Не наученные любить и не имеющие опоры, и поддержки, они не осознают, что сильной личностью можно вырасти только в ощущении понимания и одобрения своих близких.

Последствия разногласий родителей?

Систематические разногласия супругов оповещают о дисгармонии в межличностных отношениях. В таких семьях, дети часто становятся заложниками конфликтов родственников. Перед малышом встает выбор – как вести себя в столь противоречивой ситуации, выбирать между отцом и матерью, которых он одинокого любит.

Быть хорошим и любимым в глазах родных людей – главная потребность детей. Часто из их уст можно услышать вопрос: «Я хороший?» или гордое: «Я — хороший мальчик!». Для них это действительно важно, такая потребность мотивирует дальнейшее поведение ребенка.

Как же поступать крохе, желающему быть хорошим для любимых мамы и папы, а еще и родных бабушек с дедушек, вооружившихся личными педагогическими принципами?

Малышу тяжело выбирать не только линию поведения, но и между любимыми им взрослыми. Это заставляет его хитрить и подстраиваться под ожидания каждого их них. Так, с младенческого возраста, родственники вынуждают детей постигать искусство манипуляции.

Детям, воспитываемым в противоречивой среде, очень сложно выработать морально-нравственные установки, убеждения, принципы — что совсем не способствует целостному и гармоничному развитию личности.

На фоне несогласия в семье, у ребенка могут появится невротические проявления — энурезы, страхи, вспышки агрессии. Малышу может элементарно быть страшно, когда взрослые ссорятся по поводу его воспитания.

Часто обвинения вроде «вот, пожалуйста, все это твое воспитание» высказываются непосредственно при малыше. Он может решить, что сам виноват в ссоре родителей, и чувствовать свою вину, обреченно причисляя себя к «плохим людям» начать вести себя еще хуже.

#Detimoydom

Автор статьи: © Alenuel


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *